Этнографическая татарская деревня Татар Авылы, как музей сегодня имеет преимущественное место, если экскурсия составляется по пути к острову Граду-Свияжск, которые расположены почти рядом. Что и пришлось захватить по пути, когда поехали смотреть не только остров, но и окунуться в мир старо татарской культуры и быта XV-XVI веков.
Что посмотреть в Татарстане, если не начать с самых двух главных мест, это город Болгар, остров Свияжск и по пути узнать, как обустраивались в старину татары их быт, методы обживания своего двора, как не в этнографический музей Татар Авылы (Татарская деревня)! Сегодня будет заметка про двор, который часто был схож с теми, какой жизнью и как обживались разные сословия: крестьяне, ремесленники и купцы.
Как всегда это обзор будет посвящен самой простой форме - обходу этого места, куда приехали ради интереса, параллельно чтобы узнать саму культуру такого обустройства в старину, что было важным для жизни в татарской деревне, посмотреть какие дома строились, каков был быт и утварь, какая живность была и конечно кухня татарская, об все по порядку.
Татар Авылы адрес и как доехать
Адрес музея под открытым небом Татар Авылы: Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Исаково, улица Набережная, дом 17. Это в 50-и километрах от города Казани, 10-и километрах от острова Града-Свияжск. Часы работы музея с 9.00 - 20.00 часов по МСК, без выходных.
Чтобы доехать до места назначения и окунуться в старый двор Татар Авылы, если едем на своей машине, это деревня Исаково, по трассе в М7, хоть из запада, хоть со стороны Казани, доезжаем до мостовой развязки в направление Нижние Вязовые или остров Града-Свияжск. Это место нельзя перепутать или пропустить, так как деревня Татар Авылы стоит вдоль трассы М7 в метрах 100 от края дороги.
Удобно сюда заехать со стороны Казани, по прямой трассе завернуть в переулок где уже через метров 50 будут ворота к музею Татар Авылы. Массивный забор из натурального цвета бревна, дом для приема гостей, мечеть с башней светится чуть дальше, и конечно настоящая деревенская по старому обычаю ворота высотой 3,5 метра без козырька. Этим и отличались татарские ворота от русских, отсутствием козырьк
Орнаменты из различных узоров ручной резки, везде расписаны узоры во внешней стороне ворот, открывающиеся справа одной двери, а в центре двойные створки, распахиваются настежь два крыла, открываются тихо, без шума, тяжелым массивным веером, напоминающие известное величие самих “баев” (богачей), живших в VII-IX веках.
Пройдя от ворот, встречают гостя обширный двор, откуда начинается сама прогулка и экскурсия от самого организатора музея Минедамира Камалетдинова, который и начал нам рассказ про саму идею организации данного места, что присутствует здесь во дворе, поочередно рассказывая, для чего качели в центре двора, строящийся мечеть, сам дом, где жили хозяева поделенный на две части, об этом обо все по порядку.
Справа, как только заходим во двор у нас будет стоят двухэтажное деревянное строение, дом для администрации, так его можно назвать, для того чтобы персонал и сами организаторы имели собственный офис, кабинет рабочий, ну и возможность укрыться зимой от холодов, так как музей Татар Авылы расположен под открытым небом, а погода бывает разной!
Перед взором, для того чтобы пойти дальше рассматривать каждый объект по отдельности, встает громоздкая, по словам организатор Дамира Афанде, рабочая, построенная во время великой отечественной войны ветряная мельница, детьми и женщинами в 1943 году, которую не дали разрушить, а привезли именно сюда, чтобы показывать гостям рабочий процесс производства муки.
Большие Качели похожая, как в русских традициях, во время праздников и народных гуляний, эта переносные качели имели один из популярных развлекательных свойств, куда могли залазить несколько человек и кататься, раскачивая качели до критической высоты, сопровождалось все это играми плясками и песнями.
Она теперь стоит без дела, но Дамир абый уверяет, что все уних здесь рабочее, можно любой процесс попробовать на себе, что было нами проделано. Дети покатались на качелях, домой забежали, там можно приготовить блины или даже хлеб, в кузнечном закатать на сандале любой крючок для вешалки, а в печке для обжига кувшин можно выжать горшки, она единственная пока не рабочая, сказали будут доделывать!
Движение шло по порядку, дойдя до основного дома купца и его семьи, откуда нас начали окружать разные живности, тут началось самое веселое! Домашние животные совсем ручные, для них заранее нам вручили полбуханки хлеба, чтобы покормить из рук. Дети не могли нарадоваться, когда жар птица, индоутка, осел и коза с козлятами, все просились на кусочек хлеба.
Осел стал сразу “другом” всех посетителей. До нас ходила молодая пара, которая еле убежала, так как ласковый осел, не унимался и просил опять хлеба, видимо он уже привык настолько к этим угощениям, что знает перед кем работать настойчиво, перед кем не стоит хвастаться. Самец козла в это время был очень недоволен ослом, то и дело пару раз боднул боковом взмахом своих рожек.
Сначала подошел козел, настоящий горный, как будто бы, если присмотреться, то вполне массивное туловище в начале вызывал осторожность, но когда стало понятным, что от гостей он хочет только хлеба, а гоняет всех остальных от себя, из-за желания получить больше порции, тогда дети начали его гладить и кормить с удовольствием.
Далее постепенно подходим и заходим в дом, которая построена по аналогу старинных 6-и стенных деревянных домов. Первая часть, большая часть в форме гостиной, считалось, по словама Дамир Абый, мужской, а та, что позади, это для женщин хозяйки дома. Супруга со своими малыми детьми и взрослыми дочерьми обязаны были находиться в этой малой части дома, пока в гостях имеются чужие мужчины.
Все эти правила были связаны с исламскими канонами, которая гласит, чтобы женщин никто не мог видеть из чужих мужчин, кроме как хозяина. Хотя одежда прикрывала все части тела, что должны были быть скрыты от взгляда мужчин, все равно место основного обитания дома, где пряли, шили, готовили еду, растили малых детей, это часть была отдельной, почти что в кухне.
Ну и самое знаменитое, чем прославился Татар Авылы по всей России, к чему в дальнейшем с этой заметкой мы тоже будет иметь отношение, это съемки фильма “Зулейха открывает глаза”. Не буду сегодня описывать значимость фильма, хороша она получилась или нет, но критика полилась, особенно со стороны татарской культуры, их в интернет много.
Где снимали фильм “Зулейха открывает глаза”
Главным инспектором, вызывающий неоднозначное мнение у зрителей, что проверяет Зулейху и производят опись имущества перед раскулачиванием, одну из этих ролей помощника досталось Минедамиру Камалетдинову, тому, кто организовал данный этнографический музей Татар Авылы под открытым небом.
Дом в котором снимались первые эпизоды, не учитывая того, что до этого если не смотрели этот сериал, такая прогулка позволит влиться в атмосферу старины и потом посмотреть его от начала до конца. Я бы сказал продюсерам, режиссерам действительно повезло, что для них была готова декорация настоящего деревенского татарского дома купца, которого во время фильма убили а Зулейху раскулачили.
Домик тем и приятен, как только туда заходишь, затопленная русская печь. Она была теплой, с учетом того, что днем посетителей было больше и им показывали, как делают блины и пекли их в раскаленных сковородах в этой печи. В доме приятное убранство, старинные вещи, сундук на котором спала Зулейха и старая кровать старухи свекрови.
Дом деревянный, полноценно жилой, две печки внутри, имеются мебель, старинные тумбочки, стулья переделанные под старину, хоть они и современные, даже веретено, хоть и не комплектная, но все же можно покрутить за колесо. Массивные доски из сосны на полу и потолок, так называемый “белый потолок”, когда доски видны и ничем не обшиты, раньше это имело большое значение, показывала зажиточность хозяина.
В доме убрано и чисто, на стенах висят старинные одежды самого хозяина и хозяйки. Они ручной работы, сшиты с учетом тогдашних требований и моды, узоры и петлицы, халат для супруга, вполне даже увесистый, платья женские, тут же бросаются в глаза выкройка и узоры на рукавах, когда заходишь в большую комнату их целый гардероб.
В доме два входа, как и положено, чтобы с передней частей в доме могли входит гости, а с другой рабочие или просто сама хозяйка со своими детьми. Выходя во двор, тут деревянный из досок хлев для скота. Приятный вид создают конное оснащение, хомуты, дуги и уздечки для коня. Все это аккуратно весит наготове в случае срочного запрягания лошадей.
В хлеву содержаться живые бараны, их было 4 штуки и козлята бегали, не унимались, просили еще хлеба, а ну нас его уже закончилось. Лошадь была закрыта в задней части сарая, где огороженный участок в виде загона, там держат в основном крупных животных. Коров мы не увидели, а дружная лошадка, также смело и приветливо кивал нам, прося себе кусочек угощения.
Если продолжать описывать сам двор, если пройти глубже после всех строений, сарая и навеса для сушки дров, можно добрести и до бани. Представляете, она была затопленная, жаркая, даже тазы с вениками уже были наготове. В нем явно купаются, паряться и Зулейха скорее там парила свою свекровь, а не в бане по черному, которая по дальше, об этом чуть попозже будет рассказ.
Действующая мельница в музее “Татар Авылы”
Это самое массивное, привлекающее внимание всех строение, конструкция полностью отвечающая всем требованиям для помола зерна, чтобы получать муку. Бревенчатая конструкция, метров на 20 высоту, ветряными лопастями, направленными в сторону ветра, перед тем как зайти можно споткнуться, а дети вовсе не понимают этого элемента данной мельницы, лежит каменный круг, одна из частей мельничного блина, между которыми происходит помол зерна!
Как только заходим, имеется возможность подняться до самой высокой части мельницы где, как раз и расположен редуктор, самодельный деревянный, куда соединяются звездочки вращающегося вала от ветряков и остов, стержневой вал, передающий вращение вниз к камням, в центр отверстия в которые сыпется зерно.
Первое впечатление, КАК? Как такие массивные конструкции могли соединить между собой и привести в движение дети и женщины? Как они полуголодные могли вообще поднять такой толщины бревня, что с моим ростов и длиной руки обхвата 1,5 м, не смог обнять целиком эти бревна, стержни передающие вращение!
Возможно у них был старый дед учитель, когда его сооружали, который знал, как надо построить данное строение и не раз в свою жизнь строил такие ветряные мельницы, но масса и масштаб впечатляет! Хоть и не получилось нам в тот день включить попробовать поработать с мельницей, но видно было, что она рабочая.
Чтобы забраться по лесенке на самую высокую часть мельницы, надо соблюдать осторожность, так как градус угола их подьема лесенки очень крутой и нужно хорошо потрудиться чтобы подняться, а если поднялись, суметь еще спуститься. Правильно, она же не для туристов создана, а для обслуживания рабочего состояния мельницы!
Перед входом в мельницу, справа стоит большой деревянный ящик, в “ларах” из двух отсеков заполнено зерно, которое кстати с удовольствием, за две щеки уплетают наши друзья, что съели весь хлеб! Они уже приспособились и не плохо, но самое удивительное, не сильно обжираясь, поев немного зерна, выходят оттуда и дальше следуют за гостями, куда они, туда же и эти питомцы!
Вдоль мельницы, по краю забора можно увидеть целую коллекцию летних телег и зимние сани для лошадей. Они разного калибра, от больших, запрягать могучих животных, до детских, на которых катались сами дети с горок зимой. Видно, что есть рабочие, которые можно запрягать сегодня, но есть достаточно старые, только для того, чтобы показать посетителям.
Здесь же имеется верстак со всякими инструментами для плотника по дереву. Большое количество стамесок, буровых дрелей, рубанок и предметы для работы с деревом. Можно попробовать очистить кожуру со специальной стамеской двумя ручками, дергая на себя, так раньше чистили бревна от кожуры.
Но если подойти по ближе к станку, так называемую пилораму в современности, а тут стоит ручная пилорама для выпиливания досок из брёвен, вспоминая как им приходилось в ручную, широкой пилой, спиливать доски из бревна, которую вверх тянет один человек, другой вниз. Как тут не накачаться, скажите и не стать с увесистыми кулаками мужиками?! Никаких тренажерных залов не надо!
Далее заходим в дом мастерскую ткацкого ремесла. Дом бревенчатый, квадратов 20 всего общего помещения,опять же аккуратно собранное имущество, где организаторы представили все детали по ремеслу плетения, вышивания, где пряли сукно и ткали ткани, где в старину занимались кройкой и рукоделием все женщины и девушки.
Кроме веретена, ткацкой рамки, сундука для хранения иголок и ниток, здесь от души можно поиграть на гармошках. Их здесь штук 10 или больше, не все конечно способны воспроизводить гармоничные звуки, но среди некоторых, звуки вполне совпадают по нотам. Посмотрите, как сам Дамир абый наяривает глубокую, татарскую старинную песню “Герман Көе”!
Баня по черному в музее Татар Авылы
Как же обойтись без настоящей черной бани?! Баня по черному, по своей конфигурации похож на обычный домик на 10 квадратных метров, внутри которого имеется груда камней наподобие печи для отапливания бани, камни сложены поверх сетки, при необходимости чтобы дать жару, а снизу топить дровами. Чтобы не испачкаться в бане по черному, нужно обладать сноровкой, в них не было предусмотрены полки, чтобы сидеть и париться, даже пола не было.
Для того, чтобы выйти из бани не испачканным, а баня по черному, это процесс затопление бани пуская огонь с дымом внутри самой бани, тем самым быстро прогревать стены до того, как научились делать железные, стальные печи для бани, чтобы и вода и камни грелись в поверхности печи, топили баню открытым огнем, дым который шел через камни и весь потолок, выходил через двери.
Такая баня имела свои корни от русских бань, со времен походов русских войск в 12 веке, эти конструкции горячего пара и плескания водой, выходя из парилки красных, как раки мужиков и дыма из двери, по началу всех пугала. Теперь, в современном мире возвращаются к истокам и даже имеется услуга, прием бани по черной, чтобы улучшать здоровье.
По словам организаторов музея Татар Авылы, затопить баню и принимать его здесь тоже разрешается, только надо соблюсти правила безопасности. Надо учитывать угарный дым, которую нужно выгонять обильным паром, раздеваться и одеваться надо снаружи, нельзя принимать баню, если есть простудные и иные бронхиальные отклонения, давления и если даже обильно поели.
Кузница в музей Татар Авылы
Дом кузнеца или кузнечный цех, также из деревянного строения, оснащенная всеми инструментами коим владел работавший здесь кузнец. Для накаливания металла, когда шла работа по ковке и вытачиванию мечей и ножей и других инструментов нужных для хозяйства, имеется поддувной механизм для усиления огня, за счет поддува снизу на горячие угли и металл, который накаливался вместе с углем.
Массивный сандал для кузнечного боя молотками, горн для поддува огня из печи, ведра с водой и масла для закаливания металла, все это вживую здесь представлена для пробы самих гостей.
Кузнецы в то время, считались обеспеченными, они жили в достатке и спрос у них был всегда. У них было все, что взамен требовалось для остального населения, закрепить ворота, металлические скобы нужны, петли для ворот, тоже каждый хочет заказать. А подковывать лошадей, хоть и в деревне коней не подковывали, но проезжающие мимо из поселков, всегда оставляли животное на время у кузнеца.
Здесь представлены все инструменты для работы с горячим металлом. Для начала предлагается разогреть до красноты любой металлический прут, добавляя больше ветра из поддува из печи в огонь, разогретый металл ставится на самый крупный сандал, начинается биение молотом крупным и малым в такт, как музыкальный инструмент. Для данного ремесла, кроме силы, чтобы поднимать молот, нужна была способность и считать.
Щипцы, чтобы держать горячий металл, молотки разного калибра, различные крючки и другие материалы, все здесь имеет в корне, некогда имевшим значение для настоящего кузнеца. Чьи то предки точно ковали здесь металл, скобы да петли для ворот, делали ободки для бочонок и клепали даже боевые доспехи. Правда или нет, кузнецы из-за силушки своей небывалой, под себя делали мечи весом в 16 кг!
Гончарная печь на территории Татар Авылы
Доходим постепенно до дома гончарного мастера. Дом у него меньше, чем у хозяина “барина”, но по строению тоже напоминает 6-и стенный дом, поделенная между собой стенкой перегородкой, теперь мы уже знаем, одна для хозяина, другая для его супруги и детей. Здесь тоже можно посмотреть на старинные формы гончарных инструментов и даже на готовые кувшины.
Тут проходят мастер классы, в случае желания организовать себе тур или всей команде, можно заранее предупредить администрацию музея Татар Авылы, дать понять, что гости хотели бы попробовать вместе с мастером полепить и покрутить на станке по лепке какие нибудь формы кувшинов. У них для этого все здесь имеется.
Под навесом от дома гончара метров 6 расположена печка, видно, что пока не действующая, но думаю в скором времени его приведут в рабочее состояние. Печка размером на 4 метра в длину и 1,7 высоту, позволяет с одного конца, через узкие, но высокую дверцу выставлять свои горшочки, а с другого разжечь дрова и доводить печь до высокой температуры.
Дом гончара и кузнеца, как говорит гид музея, по своей модификации считаются русской архитектурой. Чаще сами татары строили немного по другому, хотя, разница в том, чтобы бревна складывать одну на другую, она и по сей день такая же, деревянный модный дом имеет ту же конструкцию и методы постройки. Большой упор у татар шло на собирания все в одну “кучу”.
Это немного связано с предками, которые были вынуждены кочевать, по этому им свойственно все собирать и строить в одном дворе. Дом хозяина, вокруг строения для ведения хозяйства, в шаговом доступе мельница, кузница и баня, ну все это было обшито высоким забором, чтобы враги не могли сразу взять крепость.
Также важно было у зажиточных семей, не пускать животных в дом, так как ранее зимой часто люди вынуждены были запускать в свои дома корову, барашек и других животных к себе, туда где сами и жили. Это вызывал жуткий дискофорт и распространения вшей и в последующем дифтерию. По этому без бани по черному невозможно было обойтись.
Для этого они сразу строили хлев для животных да так, чтобы было удобно за ними ухаживать, привозить корм, поить и принимать от них благодарность в виде молока и шерсти. Тем более религиозный культ исламской культуры заставляла их оставаться всегда чистыми и убранными для приема гостей. Интернета не было, все ходили к друг другу в гости!
Перед завершением прогулки, не забыть бы вам передать веселую картину домика на курьих ножках. Если пройти за карду огороженную, где была до этого лошадка, то за калиткой в конце участка можно выйти в маленький лесок, лесополоса, куда разместили избушку, настоящую деревянную, только на металлических ножках. Не забудьте с детьми туда пойти, они от нее восторге, она еще вращается назад и вперед!
Так и жили все эти сословности, обмениваясь между собой, кто на что богат. Но к сожалению, если посмотреть фильм про Зулейху, становиться немного грустно и жалко, если люди старались жить, иметь свой хлеб, делать и развивать свое хозяйство, а потом все это отняли и перешло это все в общую коллективизацию, все нажитое перешло в колхоз.
Значимые конструкции, станки и формы домов, как обычных крестьян, так и дом купца, все это приведено в обще доступный приятный вид, для привлечения внимания туристов. Не будет лишним сказать, что старания семьи Камалетдиновых были оправданы, если здесь всем гостям приятно находиться, получить порцию знаний из истории.
Думаю в ближайшем будущем у них дела сложатся еще лучше, так как здесь необходимо еще наладить много чего. Привести в действие мечеть, поставить на минарет полумесяц, довести до дела печку у гончарного мастера, оказывать дополнительные услуги по туризму на поле, чтобы показывать посевные и уборку пшеницы, а потом и помолоть зерно на муку в ветряной мельнице. Это уже подкидываю идею для организаторов, читать же заметку тоже будут!
В завершение
В завершение хочу отметить, за то время, что мы гуляли и пытались проникнуть в каждый из строений ассоциируя себя в старинном мире, даже не заметили, как прошло целых 4 часа с момента начала осмотра. Во первых нас никто не трогал, не гонял, мы сами произвольно рассматривали каждый уголок данного музея, пробуя предметы брать на руки.
Прайс здесь скромный, 100 рублей от 7 лет детям и 200 рублей для взрослых. На двух языках ведется экскурсия, желаете на русском без проблем Дамир Афанде проведет плодотворное информ досье, объясняя и обсуждая с гостями насколько они осведомлены по всем тонкостям старинного двора Татар Авылы и как жили их предки.
На этом сегодня завершается прогулка по музею в открытом воздухе Татар Авылы, что было довольно интересно, познавательно, приятно было увидеть и повозиться ручными домашними животными, увидеть различные массивные конструкции в виде мельницы, посмотреть как проходила жизнь у разных категорий жителей в татарской деревне.
Желаю организоваться группами и получить тур в Татар Авылы, возможно по пути когда все поедут в остров Град-Свияжск. Договорившись заранее, можно получить еще больше эмоций и порцию полезной информации от организатора музея Дамира Камалетдинова, чтобы все кто приехал сюда, уехал с позитивной эмоцией и приятными для селфи фотографиями.
Всем хороших прогулок, подписывайтесь на свежие заметки личного обзора от меня, также можете почитать про известную Чашу со смотровой башней в Казани, а я не прощаюсь, до скорой встречи, поделитесь заметкой с остальными чтобы выиграть новый ноутбук!
Заказать обратный звонок Гид по Казани
Перейти
Оставить комментарий